- Духовные стихи
- ДУХОВНЫЕ СТИХИ — народные песни религиозного содержания. Распространены духовные стихи по всей России. Исполнителями их являются, главным образом, нищие, слепцы, калеки или «калики перехожие». В древности каликами (от латинского слова caliga — обувь для путешествия) назывались не непременно убогие люди, а различные странники по святым местам. Лишь позднее, с сокращением паломничества, изменился и состав калик. В настоящее время на Севере России духовные стихи исполняются не исключительно в профессиональной среде (напр., духовные стихи, кроме слепцов, поются и сказителями былин, и вообще деревенскими любителями песни), на Юге же России, особенно в Малороссии, а также на Западе — в Украине — пением духовных стихов занимаются почти исключительно профессионалы-калики, объединяемые даже в особые артельные общества, «гурты», по своему устройству напоминающие средневековые цеховые организации. Повидимому, по своему происхождению «гурты» слепцов-калик действительно восходят к цеховым объединениям, существовавшим на Юго-Западе России, благодаря применявшемуся там во время господства Польши Магдебургскому праву. На Севере России духовные стихи, большею частью, поются без какого-либо аккомпанимента, на Юго-Западе пение духовных стихов сопровождается игрой на народном инструменте, т. н. «лире». По времени возникновения, по форме и характеру своему, духовные стихи могут быть разделены на две основных группы: духовные стихи «старшие» и «младшие». Первые представляют собою эпические повествования на сюжеты ветхозаветных, новозаветных и житийных легенд (стихи о Голубиной книге, об Адаме, о Феодоре Тироне, об Егории Храбром, о Богатом и Лазаре и т. д.); по форме своей (композиции, ритму, размеру, средствам изобразительности) «старшие» духовные стихи очень близки к складу старых былин и, повидимому, подобно этим былинам (см. это слово), вылились в настоящую форму в XV—XVI в.в. (Во всяком случае уже к XV веку восходит одна случайная запись стиха об Адаме). Другая группа духовных стихов — «младшая» в значительной мере окрашена лиризмом и несомненно в форме своей отражает влияние силлабического виршевого стиха, проникшего с католического польского Запада в XVI веке и ставшего широко популярным через книгу и школу в XVII веке. Распространение этого стиха совершалось не только путем устной передачи, но также и посредством письменных сборников, т. н. «псальм» и «кант». Эта группа духовных стихов стала, популярной не только в православной ортодоксальной среде, но и, привившись также в среде старообрядческой и сектантской, дала толчок к созданию особых старообрядческих и сектантских стихов, отражающих специфические настроения этих кругов. Старообрядческие стихи по форме своей остались более архаичными, в то время как чисто сектантские превратились в стихотворения со специфически-мистической символикой и своеобразным ритмом (см. это слово).БИБЛИОГРАФИЯ. Тексты: П. А. Бессонов. Калики перехожие. 6 выпусков. М. 1861—64 г.г., Варенцов. Сборник русских духовных стихов. Птг. 1861 г. Исследования: В. П. Адрианова. Духовный стих об Алексее Божием человеке. Птр. 1917 (во вступлении дан обзор трудов по русскому духовному стиху). А. Н. Веселовский. Розыскания в области русских духовных стихов. (Сборн. Отд. Р. Яз. и Слов. Акад. Наук. т.т. 20, 21, 28, 32 и 41). М. Н. Сперанский. Духовные стихи Курской губернии. Этногр. Обозр., кн. 51 (1901 г.). М. Н. Сперанский. Южно-русская народная песня и современные ее носители. Киев. 1904 г. Тексты старообрядческих и сектантских стихов см.: «Песни русских сектантов-мистиков». Сборник, составленный П. С. Рождественским и М. И. Успенским (записки Геогр. О-ва по Отд. Этногр., т. 30, ПТГ., 1912 г.) и в труде В. Бонч-Бруевича: «Материалы к истории и изучению-русского сектантства и раскола». Вып. II (ПТГ., 1909 г.) и IV (ПТГ., 1911 г.).Юрий Соколов.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.